" />

Прежняя версия официального сайта Администрации Чертковского района с информацией до 01.01.2020 г. находится по адресу: old-chertkov.donland.ru

Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Администрация Чертковского района Ростовской области

ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

30 октября 2020
12
0

В России понятие «органическая продукция» не имело нормативно-правового обоснования, указания на «экологичность» продукта часто использовались как рекламный ход, во многих случаях даже без всякого на то основания. Плохо понимали, что это за продукция, производители и потребители.

Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создает полноценное правовое поле для производства и реализации органической продукции в России..

Есть области, в которых сформировалось множество стереотипов и ложных представлений. Яркий пример — «экологически чистые продукты». Человек выбирает продукты исходя из вкусовых предпочтений, финансовых возможностей и представлений о полезности продуктов. Представление о «полезных» продуктах не всегда бывает объективным, и виной тому навязанные стереотипы.

Органические продукты визуально невозможно отличить от обычных, следовательно, потребители вынуждены целиком и полностью надеяться на добросовестность изготовителя или независимую сертификацию (при ее наличии).

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

3 августа 2018 г. был принят Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 280-ФЗ). Но вступил в силу он только с 1 января 2020 г.

Этот Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции. 

Закон вводит понятия:

·         Органическая продукция — экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

·         Органическое сельское хозяйство — совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв.

·         Производители органической продукции — юридические и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции.

ПОЧЕМУ В НАШЕМ НАЦИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ЗАКРЕПЛЕНО ИМЕННО ПОНЯТИЕ «ОРГАНИК»?

Так сложилось, что другие понятия уже имеют в продуктах питания свое значение: «эко» — произведено с минимальным влиянием на окружающую среду, «био» относится к молочным продуктам, содержащим живые бактерии (например, биокефир, биойогурт). Поэтому в законе закреплено только понятие «органические продукты».

Основные требования к производству органической продукции сформированы в ст. 4 Федерального закон № 280-ФЗ в виде 11 пунктов. Четко сформулированы запреты и ограничения, в том числе:

·         обособление производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической продукции;

·         запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;

·         запрет на применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов;

·         запрет на применение ионизирующего излучения;

·         запрет на смешивание органической продукции с продукцией, не относящейся к органической, при хранении и транспортировке органической продукции;

·         запрет на использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе на использование поливинилхлорида для упаковки, потребительской и транспортной тары.

  СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

В России введены в действие следующие национальные стандарты:

·         ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;

·         ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»;

·         Межгосударственный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС);

·         ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации. NEQ CAC/GL32-1999» (указаны разрешенные для производства органической продукции кормовые добавки, удобрения и другие вещества.

Эти стандарты — основа для производства, идентификации и сертификации органической продукции.

МАРКИРОВКА

Согласно Федеральному закону № 280-ФЗ производители органической продукции после подтверждения соответствия производства органической продукции в соответствии со ст. 5 этого закона имеют право разместить являющуюся отличительным признаком органической продукции маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации.

  ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Сейчас ключевая проблема — отсутствие целостной системы сертификации и контроля за выпуском органической продукции. Сертификация органической продукции, как в Европе, в России еще не принята, специализированных органов по сертификации в России недостаточно, а признание российским законодательством зарубежных сертификационных систем не отрегулировано.

Принятие закона — большое достижение и важный шаг для развития отечественного экокластера, но полноценно он заработает только при принятии  всех подзаконных актов с четко выстроенной системой реализации и контроля.

Переходный период в полтора года между принятием закона и вступлением его в силу позволит решить ряд проблем, таких как аккредитация органов по сертификации, создание различных программ поддержки АПК с финансированием из бюджетов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, согласно новому закону в России должен быть создан и наполнен реестр производителей органической продукции. Тестовую версию реестра планируется запустить к сентябрю 2019 г., а с 1 января 2020-го реестр должен будет функционировать в штатном режиме.

 СЕРТИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

Подтверждение соответствия изготовления органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации.

Однако добровольное подтверждение соответствия не заменяет обязательного подтверждения соответствия органической продукции в случаях, предусмотренных законодательством РФ и ЕАЭС.

Сертифицировать органическое производство смогут только сертификаторы, прошедшие аккредитацию в Национальном органе по аккредитации, т. е. в Росаккредитации.

ЕДИНЫЙ РЕЕСТР: ЧТО ЭТО?

Всем производителям пищевой продукции хорошо знаком реестр деклараций о соответствии ЕАЭС. Федеральным законом № 280-ФЗ предусмотрено создание единого реестра производителей органической продукции, куда все сертификаторы обязаны будут вносить данные в течение трех дней после выдачи сертификата. В случае лишения сертификата данные из реестра будут оперативно удаляться.

В единый государственный реестр производителей органической продукции обязательно будут вноситься следующие сведения:

1) полное и сокращенное (при наличии) наименование, фирменное наименование, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (для юридических лиц — производителей органической продукции);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика — физического лица — производителя органической продукции, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для физических лиц — производителей органической продукции, являющихся индивидуальными предпринимателями);

3) адрес места нахождения производства органической продукции;

4) виды производимой органической продукции;

5) регистрационный номер сертификата соответствия;

6) даты выдачи, приостановления, прекращения действия сертификата соответствия;

7) срок действия сертификата соответствия;

8) сведения об органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименование, фирменное наименование на русском языке и место нахождения юридического лица, основной государственный регистрационный номер, дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика — для юридических лиц;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) на русском языке, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика — для индивидуальных предпринимателей.

Органы по сертификации в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем выдачи, приостановления, прекращения действия сертификатов соответствия, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 280-ФЗ, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

НАДЕЖДА НА ФЕРМЕРОВ

В европейских странах, и в Германии в частности, основным производителем органической продукции являются фермеры.

В рамках крупного хозяйства сложнее наладить органическое земледелие. Отсутствие пестицидов и агрохимикатов значительно снизит урожайность, возрастут риски полной потери урожая и снижения его качества из-за вредителей и болезней. Не каждый сельхозпроизводитель отважится на подобные риски. Хотя довольно часто и в крупных хозяйствах применяются биологические способы защиты растений в рамках интегрированной системы защиты растений.

Фермеры при наличии определенной поддержки могли бы занять свободную нишу в формирующейся нише органической продукции на рынке РФ. Но среди большинства российских фермеров пока нет четкого понимания, что такое органическое сельское хозяйство.

В целом переход на органическое земледелие связан с большими издержками, при этом не совсем ясно, насколько высоким будет спрос на органическую продукции с учетом ее высокой себестоимости и уровня благосостояния населения страны.

 В БУДУЩЕЕ С ОПТИМИЗМОМ!

Переход на органическое земледелие и сертификация органической продукции — длительный и трудоемкий процесс. Для производителей результатом вложенных трудов станет право на маркировку продукции надписями и знаком установленного образца. А это и возможность реализовать продукцию по более высокой цене, и выход на новые рынки, и возможность претендовать на государственную поддержку.

Для потребителя наличие на рынке органической продукции с гарантированным отсутствием пестицидов, антибиотиков и агрохимикатов позволит формировать свой рацион в соответствии с принципами здорового образа жизни.

Но подход должен быть комплексным и включать:

·         государственную поддержку производителей органической продукции;

·         совершенствование законодательства в данной сфере (выстраивание целостной системы контроля за выпуском органической продукции);

·         создание благоприятных условий для реализации органической продукции на уровне торговых сетей;

·         решение вопроса взаимопризнания национальных и международных стандартов и сертификатов;

·         доведение до широких слоев населения информации о пользе органической продукции в формировании здорового образа жизни.

Так как органическое сельское хозяйство не допускает использования многих современных ветеринарных препаратов и агрохимикатов, риск полной потери урожая и продуктивности животных намного возрастает. В тех случаях, когда можно эффективно и надежно остановить распространение вредителей и болезней с помощью химических препаратов, более безопасные средства защиты могут не сработать. Следовательно, целесообразно выработать механизм страхования урожаев и животных от последствий эпифитотий, эпизоотий и неблагоприятных погодных факторов.

Также должны поощряться и поддерживаться научные исследования по созданию биологических препаратов, приемлемых для органического земледелия и животноводства. И хотя подобные исследования не один год проводятся, уровень их внедрения в промышленных масштабах невысок.

 Ссылки на Единый государственный реестр производителей органической продукции:

https://soz.bio/edinyy-gosudarstvennyy-reestr-proiz/

https://soz.bio/perechen-selhozpredpriyatij-rossii-sertificirovannyh-po-mezhdunarodnym-standartam-organik/