Права потребителей при оказании услуг общественного питания
Услуги общественного питания пользуются большой популярностью. Однако качество их оказания не редко вызывает претензии со стороны потребителей. Поэтому каждому следует знать о своих правах.
Отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. N 1515.
В первую очередь, это право на информацию. Изначально организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги общественного питания, обязаны довести до потребителя достоверную информацию о себе и своей деятельности - фирменное наименование, юридический адрес, регистрационные данные, фактическое место нахождения, режим работы.
До потребителя в обязательном порядке доводится информация об оказываемых услугах и реализуемой продукции. Как правило, такая информация содержится в меню, прейскурантах, однако не запрещается доводить ее до сведения потребителя и иными способами.
Информация о предлагаемой продукции общественного питания должна содержать сведения о ее наименовании, основных ингредиентах, входящих в состав, способ приготовления, сведения об объеме (весе) порций готовых блюд.
Информация о реализуемой алкогольной продукции должна содержать наименование, объем и цену такой продукции, сведения о емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции либо объеме ее порции.
До сведения потребителя также доводится информация о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания).
Исполнитель обязан оказать потребителю услугу надлежащего качества.
Реализуемые блюда должны полностью соответствовать их описанию в меню, а также быть пригодными для употребления в пищу.
Потребитель имеет право проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции, а исполнитель по требованию потребителя обязан предоставить для этого необходимые средства измерения.
В случае недовеса потребитель вправе на свое усмотрение потребовать устранить недостаток блюда либо вовсе отказаться от употребления его в пищу. В случае, если заказ был оплачен предварительно, денежные средства должны быть возвращены потребителю в полном объеме.
Потребитель имеет право требовать оказания услуги в сроки, согласованные с исполнителем. Например, в случае если исполнителем нарушен срок оказания услуг по приготовлению блюд или предварительному заказу на обслуживание (организация банкета и тому подобное), то потребитель вправе требовать возврата внесенной оплаты или ее уменьшения.
Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять какие-либо дополнительные услуги и выставлять счета на их оплату.
Даже если такие услуги были фактически оказаны, потребитель вправе отказаться от их оплаты. Недопустимо также без согласия потребителя включать в платежный документ неоговоренные ранее комиссии, чаевые, сборы, а также другие платежи, не предусмотренные договором.