Приложение № 1
к постановлению Администрации
Чертковского район
от 13.10.2010г. № 1016
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ЧЕРТКОВСКОМ РАЙОНЕ НА 2009-2013 ГОДЫ
ПАСПОРТ
Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства
в Чертковском районе
на 2009-2013годы
Наименование программы
|
Муниципальная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чертковском районе на 2009-2013 годы (далее – Программа)
|
Основание для разработки программы
|
Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Федеральный закон от06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Областной закон от 13 мая 2008 года № 20-ЗС «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области»
Постановление Главы Чертковского района от 14.05.2009г. №245 «О порядке разработки районных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и порядке разработки ведомственных целевых программ, их формирования и реализации»
|
Государственный заказчик программы
Разработчик про-
граммы
|
Администрация Чертковского района
Отдел экономического развития, торговли и бытового обслуживания Администрации Чертковского района
|
|
|
Основная цель программы
|
Обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
|
Задачи Программы
|
Повышение роли малого бизнеса в улучшении условий жизни населения.
Обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития Чертковского района.
Наполнение рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера.
Увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса.
Увеличение налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней.
|
|
Повышение инвестиционной активности малого и среднего предпринимательства
|
|
|
|
|
Сроки реализации программы
|
2009-2013 годы
|
Структура программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий
|
- Характеристика состояния и проблемы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Основные цель и задачи Программы
- Сроки и этапы реализации Программы
- Основные разделы мероприятий Программы
- Ресурсное обеспечение Программы.
- Порядок направления и основные условия использования средств. Приоритеты в оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
- Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
- Организация управления Программой, контроль за реализацией мероприятий, состав и сроки предоставления отчетности об исполнении Программы
|
|
- Приложение 1. Понятия, используемые в про
грамме. Список сокращений.
- Приложение 2. «Система программных мероприятий»
- Приложение 3. Порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации мероприятий Программы
|
Исполнители программы
|
Муниципальное образование «Чертковский район»
СПКК «Чертковский»
ГУ «Центр занятости населения»
Банковские учреждения
Общественные объединения предпринимателей
|
Объемы и источники финансирования программы
|
Всего: 1284619,0тыс.рублей, в том числе:
1) средства муниципальных бюджетов –216550,0тыс.руб.
2) средства коммерческих банков – 965000,0тыс. руб.;
3) средства прочих исполнителей и участников – 100000,0тыс. руб.
4) средства областного бюджета – 3069,0 тыс.руб.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
|
1. Темп роста числа малых и средних предприятий в Чертковском районе в 2013 году к 2008 году не менее 109,9 %;
2. Доля производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в районном объеме в 2013 году не менее 20,5%;
3. Темп роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях в 2013 году к 2008 году не менее 111,4%;
4. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий и организаций в 2013 году не менее 25,8%;
5. Темп роста объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий в 2013 году к 2008 году не менее чем в 2 раза;
6. Темп роста среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях ежегодно не менее 122%.
|
Система организации контроля за исполнением программы
|
Координацию деятельности исполнителей, соисполнителей Программы осуществляет администрация Чертковского района.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Собрание депутатов муниципального образования «Чертковский район», Администрация Чертковского района.
|
1.Характеристика состояния и проблемы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Малое предпринимательство в Чертковском районе развивается с положительной динамикой. Так, только за период с 2005 по 2008год в этом секторе экономики сформировались следующие результаты в разрезе показателей, характеризующих деятельность субъектов малого предпринимательства:
Таблица 1
|
2005 год (факт)
|
2006 год (факт)
|
2007 год (факт)
|
Темп роста 2007г. к 2005г.
|
2008 год (оценка)
|
Количество субъектов МП – всего:
|
779
|
822
|
870
|
111,7%
|
913
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
- количество ИП, ед.
|
725
|
768
|
808
|
111,4%
|
850
|
- количество малых предприятий, ед.
|
54
|
54
|
62
|
114,8%
|
63
|
Средняя зарплата на малых предприятиях, руб.,
|
2390,0
|
2519,4
|
3634,4
|
152%
|
4600,0
|
Среднесписочная численность работников малых предприятий, чел.
|
820
|
797
|
837
|
102,1%
|
895
|
Оборот, млн.руб.
|
528,0
|
688,2
|
776,2
|
147,0%
|
1000,0
|
Инвестиции в основной капитал:
|
|
- объем, млн.руб.
|
33,5
|
6,46
|
29,8
|
89%
|
37,3
|
- доля в общем объеме инвестиций, направленных в экономику района, %
|
4,7%
|
3,3%
|
5,0%
|
прирост 0,3 процентных пункта
|
14,6%
|
В сравнении с 2005 годом в 2007 году число субъектов малого предпринимательства возросло на 11,7% и составило 870ед.
За 3 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 11,4% и составило на начало 2008 года 808 человек; среднесписочная численность наемных работников на малых предприятиях возросла на 2,1% и составила к началу 2008 года 837 человек. Заработная плата на этих предприятиях возросла за 3 года в 1,5 раза и составила к началу 2008 года 3634,4 руб.
Оборот малых предприятий растет из года в год, в 2007 году против 2005 года достигнут рост на 47% , в 2008 году против 2007 года ожидается рост на 28,8% в связи с возобновлением работы кирпичного завода ООО «Донстрой».
Количество крестьянских фермерских хозяйств, зарегистрированных и действующих в Чертковском районе, в последние годы снижается (в 2007 году оно составило164 единицы, снизившись по отношению к 2005 году на 51ед.), объективно это снижение связано с объединением мелких хозяйств, что повышает устойчивость их хозяйственно-финансовой деятельности, а также с перерегистрацией их в общества и кооперативы.
Объем налоговых поступлений в районный бюджет от субъектов МСП за 2006-2009 гг. в виде Единого налога на вмененный доход составило 13,7 млн. руб., в т.ч. 2006г. – 2,6 млн.руб., 2007г. – 2,7 млн.руб., 2008г. - 3,4 млн.руб., 2009г. – 5,0 млн.руб. ( с учетом оценки).
Работа администрации Чертковского района по развитию и поддержке малого предпринимательства ведётся системно и целенаправленно, с применением программно-целевого комплексного подхода.
Реализованы три и в настоящее время реализуется четвертая муниципальная целевая программа развития малого предпринимательства в Чертковском районе на 2009-2013 годы.
Анализируя ход исполнения программы развития малого предпринимательства за годы действия программы, можно констатировать, что она успешно выполняется. По итогам 2008 года достигнуты конечные результаты не менее запланированных цифр; при планируемом темпе роста отгруженной продукции (работ, услуг) на малых предприятиях не менее 135%, фактически достигнут в размере 147%; при планируемом росте заработной платы не менее 130% достигнут темп роста в 152,2%.
Созданы дополнительные рабочие места, темп роста числа занятых в малом бизнесе составил 102,1 % при планируемом результате в 101,5 -103,0%.
Малое предпринимательство в Чертковском районе развивается с положительной динамикой.
По состоянию на 01.01.2010года на территории Чертковского района зарегистрировано 93 малых предприятия и 9 средних предприятий, в числе которых 4 обособленных подразделения и 1047 индивидуальных предпринимателей.
Так в сравнении с 2008г. число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 6,3% и составило 1149 единиц, темп роста среднемесячной заработной платы на малых предприятиях увеличился на 18,5% и составил 8157 руб., на средних предприятиях увеличился на 10,2% и составил 9358,4руб.
Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства в общем объеме района в 2009году по отношению к 2008году составила 59,7%.
Количество крестьянских фермерских хозяйств, зарегистрированных и действующих в Чертковском районе в 2009году, составило 64 единицы, что на 6,6% больше по отношению к 2008году.
Количество индивидуальных предпринимателей увеличилось по сравнению с 2008годом на 6,3% и составило на 01.01.2010г. 1047человек.
Муниципальное образование «Чертковский район» является дотационным и в сложившихся условиях экономического кризиса по некоторым параметрам происходит снижение показателей. Так, объем инвестиций в малое и среднее предпринимательство в 2009 году составил 27,8млн. руб., что составило 53,3% по отношению к 2008г. Снижение темпов роста объемов инвестиций в малом бизнесе обусловлено кризисом в банковской системе, что в первую очередь почувствовали на себе малые предприятия. Объемы кредитования в районе в 2009году снижены на 30%. В связи с этим снижение объемов производства и услуг в основных предприятиях в 2009году составило от 5 до 10%.
Сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей малого бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки. В районе действуют:
- некоммерческое партнерство поддержки предпринимательства «Чертковский фермер»
- СПКК «Чертковский»;
НП «Чертковский фермер» является информационно-консалтинговым центром по обслуживанию предприятий малого бизнеса, в основном К(Ф)Х.
В администрации района по содействию малому бизнесу работают 2 отдела: экономического развития, торговли и бытового обслуживания и сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Созданное 4 года назад НП «Агентство поддержки малого и среднего бизнеса» на сегодня не работает и является нереализованным ресурсом района.
За последние годы положительные результаты достигнуты в кадровом, информационном, методическом обеспечении субъектов малого бизнеса. Органами государственной власти области сделано многое в части совершенствования законодательной базы, расширения доступа к финансовым ресурсам, снижения административных и организационных барьеров.
Администрация района выполняла задачу доведения законодательной базы до субъектов малого предпринимательства района, а также обеспечивала работу МВК по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства.
В настоящее время считать проблемы полностью решенными нельзя. Объективно это связано с изменением качественных характеристик проблем, с появлением новых предприятий и предпринимателей на рынке товаров и услуг, развитием действующих производств.
Остается значительной разница в официальной оплате труда работников малых и средних и крупных предприятий в районе.
Проводимая Администрацией района работа по выводу зарплаты из «тени» доказала свою эффективность и будет продолжена в плановом периоде. Повышению зарплаты способствуют соглашения, заключаемые с предприятиями по достижению заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
Анализ спроса на финансовые ресурсы за последние годы в малом бизнесе не удовлетворен. Наравне с небольшими по объему и короткими по срокам займами требуются крупные долгосрочные вложения в данном секторе экономики. Развитие кредитования и микрофинансирования, появление разнообразных кредитных продуктов, упрощение доступа к финансовым ресурсам не решают главную проблему – недостаток обеспечения.
Недостаточен также уровень заработной платы малого бизнеса на предприятиях района, что не оставляет шансов на получение финансовой помощи из бюджета.
Требуется продолжить работу по повышению уровня заработной платы на малых предприятиях, т.к. в настоящее время ее уровень не достигает 90% прожиточного минимума.
Предстоящее вступление России в ВТО неразрывно связано с ужесточением требований к конкурентоспособности предприятий, качеству продукции и услуг, производимых субъектами предпринимательской деятельности. Для снижения негативных последствий этого шага необходимо повышать информационный и образовательный уровень субъектов малого и среднего предпринимательства. Как следствие, необходимо обеспечить высокое качество предоставления информационной и образовательной поддержки посредством расширения способов её предоставления, повышения квалификации специалистов организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Опыт показывает, что процесс принятия обоснованных решений на муниципальном уровне по поддержке и созданию благоприятных условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства затрудняется из-за недостаточности финансовых ресурсов в муниципальном бюджете по причине его дефицита.
С 1 января 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Изменился порядок отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Определен круг средних (с численностью от 101 до 250 человек) и малых предприятий (с численностью до 100 человек включительно), при этом из малых предприятий выделены микропредприятия (с численностью до 15 человек включительно).
В Чертковском районе микропредприятия по оценке[1] составляют около 60% малых предприятий. В муниципальном образовании «Чертковский район» оборот оптовой торговли среди субъектов малого бизнеса формируют только микропредприятия.
Полномочия органов местной власти значительно расширились в части развития малого и среднего предпринимательства.
Если органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в большей степени наделены полномочиями по разработке и осуществлению региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, то органы местного самоуправления наделены полномочиями по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, основные меры, содействующие успешному функционированию указанных секторов экономики, законодательно закреплены за администрациями муниципальных районов и сельских поселений.
Развитие малого и среднего бизнеса и переход его на качественно новый уровень требует существенного расширения возможностей для субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами и нежилыми помещениями, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.
Так как на малый и средний бизнес органы государственной власти делают ставку в реализации национальных проектов, в решении поставленной задачи удвоения валового регионального продукта, проблема развития данного сектора экономики является значимой и актуальной.
Предыдущий опыт реализации муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в Чертковском районе подтверждает невозможность решения проблемы развития малого и среднего предпринимательства без государственной поддержки при значительном уровне дефицита муниципального бюджета, большие надежды возлагаются на средства областного бюджета.
Мероприятия, нацеленные на решение данных проблем, а также объемы и источники их финансирования определены в приложении 2.
2.Основные цель и задачи Программы
Для реализации целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства органы местного самоуправления посредством реализации муниципальной целевой программы должны обеспечить в Чертковском районе равные и благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программный подход необходим для решения следующих задач:
-Повышение роли малого бизнеса в улучшении условий жизни населения
-Обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития Чертковского района
-Наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера
-Увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса
-Увеличение налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней
-Повышение инвестиционной активности малого и среднего предпринимательства
3.Сроки и этапы реализации Программы
Для достижения поставленной цели и решения задач необходимо реализовать мероприятия Программы в 5 –ти летний период. При этом ряд мероприятий будет осуществляться в течение всего периода, а некоторые мероприятия должны быть реализованы поэтапно.
4. Основные разделы мероприятий Программы
Программа содержит 42 мероприятия, сформированных по 6-ти разделам. Основные разделы Программы сформированы с учетом проблем, требующих решения на региональном уровне, а именно:
1) расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования – 13 мероприятий;
2) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и промышленного производства – 1 мероприятие;
3) поддержка внешнеэкономической деятельности, развитие международного и межрегионального сотрудничества - 2 мероприятия;
4) содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Консультационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства – 6 мероприятий;
5) образовательное и информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности – 7 мероприятий;
6) методическое, аналитическое, организационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, органов местного самоуправления по реализации полномочий по развитию малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – 14 мероприятий.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы составляют средства из бюджетных и внебюджетных источников.
Бюджетные источники:
1. Муниципальный бюджет – средства, предусмотренные на финансирование мероприятий муниципальных программ развития субъектов МСП на 2009-2011 гг. в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления и выделяемые на условиях софинансирования из областного и федерального бюджетов в рамках настоящей Программы (прогнозируются как возможный источник средств с указанием сумм, которые возможны к ежегодному уточнению).
2. Внебюджетные источники:
1) средства коммерческих банков – кредитные ресурсы, заявленные банками для кредитования СМП в соответствии с письмами банков
2) средства исполнителей из числа организаций, финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Программы
Таблица 3
(тыс.рублей)
№
№№п/п
|
Источники
финансирования
|
Всего
|
в т.ч. по годам
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
1.
|
Средства муниципальных бюджетов
|
216550
|
35150
|
41220
|
46380
|
46700
|
47100
|
2.
|
Средства коммерческих банков
|
965000
|
165000
|
185000
|
195000
|
205000
|
215000
|
3.
|
Средства прочих исполнителей
|
100000
|
20000
|
20000
|
20000
|
20000
|
20000
|
4.
|
Средства областного бюджета
|
3069
|
-
|
469
|
1100
|
700
|
800
|
5.
|
Итого
|
1284619
|
220150
|
246689
|
262480
|
272400
|
282900
|
6. Порядок направления и основные условия использования средств. Приоритеты в оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Условия предоставления финансовой помощи из средств муниципального бюджета, предоставляемых муниципальным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных программ.
Порядок направления и основные условия средств муниципального бюджета устанавливаются в соответствии с Постановлением Главы Чертковского района от 04.07.08 № 659 « О порядке взаимодействия отделов администрации района о предоставлении муниципальной помощи» и другими нормативными правовыми актами Администрации Чертковского района.
Приоритеты в оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Чертковского района в 2009-2011 годах будут соответствовать приоритетам, определенным Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, а также включать дополнительные, исходя из актуальности решения проблем предпринимательства. Таким образом, в приоритетном порядке государственную поддержку смогут получить субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в следующих сферах:
- промышленное производство и инновационная деятельность;
- производство импортозамещающей и экспортной продукции;
- ремесленничество и народные художественные промыслы;
- производство и переработка сельхозпродукции;
- коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда;
- здравоохранение, платные социальные услуги;
- бытовое обслуживание населения;
- защита окружающей среды;
- въездной, внутренний туризм и гостиничный комплекс;
- общественное питание;
- микрофинансирование;
12.розничная торговля.
Также, приоритетной государственной поддержкой смогут воспользоваться субъекты малого и среднего предпринимательства района, как субъекты реализующие проекты в сельских территориях.
Перечень документов, подтверждающих возможность отнесения субъекта МСП при оказании поддержки к приоритетной сфере деятельности, определяется нормативными правовыми актами Администрации области, утверждающими порядок и условия предоставления такой поддержки.
7. Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
К организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и рассчитывающим на государственную поддержку, предъявляются следующие основные требования.
К агентствам поддержки малого и среднего бизнеса:
юридическое лицо:
- включенное в реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, формируемый и обновляемый в министерстве экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области;
- имеющее в штате квалифицированных консультантов в области права, бухгалтерского и налогового учета, и др.
К информационно-консультационным центрам:
юридическое лицо:
- включенное в реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, формируемый и обновляемый в министерстве экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области.
1. к кредитным потребительским кооперативам:
юридическое лицо:
- являющееся членом саморегулируемой организации;
- осуществляющее финансовый анализ внутрихозяйственной деятельности;
- включенное в реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, формируемый и обновляемый в министерстве экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области.
8. Организация управления Программой, контроль за реализацией мероприятий, состав и сроки предоставления отчетности об исполнении Программы
Координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет муниципальное образование «Чертковский район», которое:
ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, организует сбор от исполнителей и соисполнителей Программы отчетных материалов, которые должны содержать общий объем фактически произведенных расходов всего и, в том числе, по источникам финансирования, отчетную информацию об исполнении каждого мероприятия;
осуществляет до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обобщение отчетных материалов и подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы в министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области
доводит до сведения всех заинтересованных лиц указанную информацию посредством размещения в СМИ;
осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы;
готовит аналитические материалы о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства;
Приложение № 1
к муниципальной целевой программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чертковском районе на 2009-2011 годы
Понятия, используемые в Программе. Список сокращений.
1. Понятия, используемые в Программе:
Микрофинансовые организации – организации, предоставляющие микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства (Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Чертковский»,)
2. Список сокращений:
МО «Чертковский
район»
|
-муниципальное образование «Чертковский район»;
|
ГУ ЦЗН
|
- государственное учреждение центр занятости населения
Чертковского района;
|
Субъекты МСП
|
- субъекты малого и среднего предпринимательства;
|
СПКК
|
-сельскохозяйственный потребительский кредитный
кооператив
|
НП
|
- некоммерческое партнерство
|
ПУ
|
- профессиональное училище
|
МУП
|
- муниципальное унитарное предприятие
|
СБ РФ
|
- сберегательный банк Российской Федерации
|
|
|
к муниципальной целевой программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы будет проводиться по следующим критериям: